Лекция Натальи Ковтун "Женщины-комиссары в русской литературе 1920-х годов: pro et contra"

Лекция посвящена проблеме репрезентации новой женщины (комиссара, товарища) в советской литературе 1920-х годов. Интересна внутренняя логика и динамика революционного мира, его обусловленность извне, представленная через призму утопических идей. Образы Нового человека, «светлого будущего», новой этики составляют сетку координат, которой улавливается женская судьба. Роман Ф. Гладкова «Цемент» выделен как роман, исследующий авангардную художественную стратегию, в том числе как роман, поставивший вопрос о роли семейного уклада в становлении «прекрасного далека». Идея женщины-демиурга отнюдь не безусловна, скорректирована образами других персонажей (романтической женщины, женщины-матери) – они сниженные будто бы варианты женской судьбы, профанирующие идею андрогинности, но в системе сюжетных коллизий так осуществляется проверка опыта главной героини, создается более масштабное представление об авторском идеале.

 

Видеолекция "Женщины-комиссары в русской литературе 1920-х годов: pro et contra"