Цели и задачи Ассоциации

 

Идея создания профессиональной «Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы» в течение ряда лет  обсуждалась педагогическим сообществом. Ассоциация была образована в марте 2014 г. на Учредительном съезде, участниками которого  стали заведующие кафедрами русского языка и литературы 104 вузов России.

Высшим исполнительным органом Ассоциации является съезд, который созывается не реже 1 раза в 3 года.  Управляющим органом Ассоциации является Координационный совет, который избирается сроком на 3 года. Из своего состава  Координационный совет избирает председателя и трех сопредседателей. Исполнительный комитет и его председатель, утверждаемые  Координационным советом, в постоянном режиме осуществляют руководство Ассоциацией.

 

Первоочередные  стратегические задачи Ассоциации

1. Категоризация русской филологии (язык и литература) как одной из приоритетных (культурообразующих) областей образования в Российской Федерации. Внесение этого определения в нормативные документы РФ. Позиционирование филологического образования и гуманитарной науки в целом как духовной основы общества.

1.1. Создание дееспособной, авторитетной общественной организации, объединяющей активную часть филологического сообщества вузов России и способной лоббировать интересы этого сообщества на разных ступенях властной вертикали (такой организацией может стать и АПРЯЛ ВШ, если эта инициатива не останется на уровне «отчётного мероприятия»).

1.2. Создание общероссийского качественного периодического научно-образовательного издания в области русской филологии, свободного от ведомственной зависимости, входящего в российские и международные индексы цитирования.

1.3. Создание под эгидой Ассоциации общероссийского филологического портала, освещающего текущие проблемы, перспективы, итоги, достижения научных школ и отдельных ученых, современные образовательные технологии. Организация на платформе этого портала сетевого сообщества вузовских филологов-русистов.

2. Целенаправленная политика максимально широкой пропаганды отечественной филологии в обществе.

2.1. Внесение филологической осведомлённости и языковой грамотности (высокий уровень) в перечень обязательных критериев для занятия должностей в государственных и бюджетных учреждениях. Установление процедур начальной (входной) проверки, аттестации и переаттестации работников по этому критерию.

2.2.  Усиление медийной активности вузовского филологического сообщества. Увеличение количества научных, просветительских, образовательных, популяризаторских медиапроектов по русскому языку и литературе. (Проект «Филологическая академия»: организация регулярного филологического лектория на центральных и региональных телеканалах. Проект «Открытая филология», реализуемый вузовскими филологами для широких слоев населения и под.).

2.3. Разработка и внедрение централизованной и региональной рекламно-информационных систем пропаганды отечественной культуры и литературы, чтения, престижности качественного владения русским языком. Усиление соответствующего сегмента социальной рекламы.

2.4. Создание при губернаторах региональных советов по литературе и русскому языку. Деятельное участие филологического сообщества в работе совета, а также в различных региональных и муниципальных проектах (от работы в комиссиях по номинациям городских объектов до торжественных культурных мероприятий). Филолог должен стать местным медийным лицом («давайте спросим филолога …»).

3. Обеспечение качества профессиональной деятельности вузовских филологов-русистов.

3.1. Начать подготовку справочно-энциклопедического издания «Филологи России» (в печатной и интернет-версиях), который позволит филологам страны быть в курсе научных интересов друг друга.

3.2. Начать работу по созданию открытой интернет-базы научных публикаций в области русского языка и литературы (впоследствии представление научных публикаций в этой базе может быть включено в аттестационные параметры преподавателя филологических дисциплин).

3.3.  Начать подготовительную работу по созданию общегосударственных ваковских журналов«Отечественная русистика (филология?)» и «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве».

4. Углубление педагогической основы преподавания русского языка и литературы в вузе

4.1. Расширение возможностей для повышение квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы, (что полностью согласуется с положениями Федеральной целевой программы по русскому языку на 2015-2019 гг.):  расширение спектра соответствующих программ, строгое соблюдение периодичности повышения квалификации, возвращение (может, где-то это осталось, но эффективный контракт губит такую возможность в зародыше) возможности периодических семестровых стажировок и подобное).

4.2.Организация серии обучающих онлайн-/очных семинаров для заведующих университетскими кафедрами филологических дисциплин по ознакомлению с законодательными новациями в сфере российского образования (вариант: организация постоянно действующей справочно-консультационной онлайн-службы по вопросам образовательного законодательства или постоянно действующей рубрики в профессиональном периодическом издании ). Рубрика «Новости законодательства в образовательной сфере» должна действовать на сайте Ассоциации (комментарии, разъяснения, ответы на вопросы, обсуждение, предложения по поводу готовящихся новаций и т.д.).

4.3. Организация Всероссийского обучающего семинара по обмену передовым педагогическим опытом «Педагогические новации в сфере филологического образования».

4.4. Разработка и распространение на кафедрах русского языка и литературы методического издания «Современные методы и приемы обучения русскому языку и литературе в филологическом вузе» (вариант: постоянно действующая рубрика в профессиональном периодическом издании).   Подобное название может носить и секция на семинаре из 4.3.

4.5. Проведение Общероссийского профессионального конкурса  «Лучший молодой преподаватель филологических дисциплин»,

Должны быть продуманы разные номинации для преподавателей разных дисциплин филологического цикла.

4.6. Серия мероприятий по активизации работы с  одаренными  студентами  (творческие конкурсы, олимпиады, конкурсы проектов и пр.) под общей рубрикой «Творчество студентов в копилку филологической науки».

4.7.Выявление педагогически одаренных (ориентированных) студентов-филологов и обеспечение их профессиональной ориентации в рамках специально организованных спецкурсов,

4.7. Проведение научно-практической филологической  конференции «Обучение через науку», посвященной взаимосвязи преподавательской и исследовательской деятельности. Так может

пп. 4.3, 4.4., 4.7 можно объединить (серия мероприятий или одно периодическое) плюс отражение этих вопросов в периодическом издании.

Вопрос о направленности периодического издания/изданий, заявленных в разделах пп.1.2., 3.3., 4.4, подлежит дальнейшей разработке.

Первоочередные тактические задачи

  1. Активное участие Ассоциации во всероссийской программе празднования «Дня славянской письменности и культуры», «Дня родного языка», «Дня русского языка», «Всемирного дня грамотности». Разработка собственной программы мероприятий  с активным участием региональных отделений.
  2. Рабочее совещание (съезд) председателей региональных отделений АПРЯЛ ВШ по итогам года и для принятия стратегических решений.
  3. Очень было бы важно провести конференцию с приглашением представителей региональных организаций для выработки общей стратегии работы в «Год литературы».  Проведение конференции с приглашением представителей региональных организаций для выработки общей стратегии работы в «Год литературы»:   а)  обсудить мероприятия региональных членной ассоциации;  б) размещать на сайте перечень мероприятий (аннотации / анонсы / отчеты), проводимых с участием представителей региональных отделений (рубрика «Год литературы»). Региональные отделения (все в равной мере, что важно!) получат возможность заявить о себе на всероссийском уровне, больше узнают друг о друге.
  4. Разработка предложений и их внесение в соответствующие органы образования по вопросам:
  • сохранения сети региональных филологических диссертационных советов с учетом дифференциации критериальных требований к федеральным и региональным вузам;
  • учреждения системы государственно-общественных поощрений, почётных званий и льгот, связанных с продуктивной школьной и вузовской работой в области русской филологии;
  • социальной защищенности вузовского преподавателя филологических дисциплин, создания условий для повышения эффективности его работы (снижение нагрузки, в том числе бюрократической, развитие академической мобильности, создание возможности для повышения квалификации и т.д.).
  • увеличения числа фондов для конкурсного получения грантов в области филологических исследований, филологического образования, просветительских филологических проектов.

Руководитель Регионального отделения Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы — профессор ВАК, доктор филол. наук, проф. Н.В. Ковтун.